Берн: "Архитектура 19-20 веков"



К концу XIX века Берн представлял собой типичный средневековой город, не соответствующий статусу столицы Швейцарии, которой он стал в 1848 году. Перед архитекторами была поставлена задача создать новый облик центра города.



Под снос пошла значительная часть средневекового Берна для того, чтобы выпрямить улицы города и создать новые торжественные площади. Наверное, такая реконструкция Берна в конце XIX века была соизмерима (конечно, в значительно меньших масштабах) с реконструкцией Москвы в 1930-е годы. К счастью, замысел не был окончательно реализован.


Несмотря на нейтралитет Швейцарии в годы Первой мировой войны, в стране начался глубокий экономический кризис, который и спас город от одиозного проекта. Но все же его существенная часть была осуществлена. Правда, спустя сто лет и эти здания, облицованные бернским песчаником, удачно вписались в городской ландшафт, придав новым выпрямленным улицам торжественность и столичный облик.


Одним из таких мест стал ансамбль Парламента, федеральных министерств, государственных банков, отеля "Bellevue" и Казино, которые с одной стороны образуют торжественный комплекс на высоком берегу Ааре, с другой - ансамбль площади Bundesplatz и улицы Bundesgaße.


Вид с моста Monbijou на парламентский комплекс:



Вид от правительственного комплекса на долину Ааре:



Стеклянный козырек здания Казино на Herrengaße (1906-1908 гг, проектное бюро Линдт и Хоффманн) и "замковый" фонарь одного из порталов:




Надо сказать, что кроме игорного заведения, которое работает только по вечерам и в выходные дни, здесь есть концертный зал и театр.


Необарочный декор фасада здания Казино:




Осветительная арматура и фонари на зданиях рубежа XX века. На первом фото - 1930-е г.г., на втором - 1910-е г.г.




Эклектичная застройка Schüttestraße (1880-е г.г.) и проблески модерна в архитектуре того времени:




Одна из значительных построек того времени – стальной мост Kornhausbrücke (1898 г., проект мастерской Пробста, Чаппи и Вольфа), соединивший не только два высоких берега реки Ааре, но и центральную часть города с районом Altenberg.


Путепровод Kornhausbrücke, возведенный над рекой Ааре:



Kornhausbrücke, современное фото:



Здание Парламента (1894-1902 год, арх. Ауэр) на Bundesplatz:



Государственный банк на Bundesplatz (1908, арх. Браше, Видмер, Даксельхоффер):



Здание одного из министерств, угол Bundesgaße и Kleine Schanzе (1896 г., арх. Хюнервадель, Линдт):



Выпрямленные в конце XIX века переулки - Christoffelgaße, ведущая к железнодорожному вокзалу (построен в 1960-1980 гг.) и барочной церкви Св. Духа:



Bundesgaße с троллейбусной линией:



В конце XIX века эклектика сдает свою позицию, уступив место удивительному стилю, вобравшему в себя элементы модерна и распространенному больше в скандинавских странах того времени, – национальному романтизму. Эпоха (назовем ее так) "бернского югендштиля" длилась недолго. На смену ему уже к 1910 годам пришли необарокко и Веркбунд. Но все же югендштиль оставил свой след на улицах Берна.


Застройка кварталов между Schwarztorstraße и Effingerstraße (1900-е гг., проектное бюро Фридриха Марбаха и сыновей):






Фрагмент декоративной обработки фасадов на Gutenbergstraße:



Декоративная решетка лестницы террасы дома №26 на Gutenbergstraße (1890-е гг.):



Гротескный маскарон на дверном полотне дома №20 на Effingerstraße (1907 г., арх. проектное бюро Фридриха Марбаха и сыновей):



Кафельная облицовка подъезда и оригинальные почтовые ящики дома на Schwarztorstraße (1900-е гг.):



Декоративный водосток в виде лягушки и женский маскарон жилых домов на Effingerstraße (1900-е гг.):




Комплекс электростанции (1910-е гг.) и автосалона "Bellevue"(1940-е гг.), ныне "General Motors", у моста Monbijou:




В 1920-е годы в швейцарскую архитектуру приходит функционализм. На окраинах Берна того времени начинают возникать небольшие микрорайоны. Облик домов прекрасно сочетает в себе элементы нового стиля и мотивы традиционной швейцарской архитектуры.


Квартал Nordring (1920-1927 гг., проектное бюро Брехбюлера, Гимона и Рамзеера):




Угловая часть дома с продуктовым магазином:



Оформление типового подъезда:



В 1930-е годы в швейцарское зодчество проникает интернациональный функционализм, который находит применение в частной архитектуре. На казенную архитектуру начинает влиять дух соседнего Третьего Рейха. Этот монументальный стиль прежде всего отразился на фасадах государственных учреждений и пришел в упадок в 1940-е г.г.


Аллегорическая скульптура "Динамомашина" (скульптор М. Перициоли) в портале здания Бернского управления по энергетике на Sulgeneckstrasse (1930-е гг, арх. В. фон Гунтен):



Портал конторского здания на Sulgeneckstrasse (1936 г.):



Образец стиля Третьего Рейха - гимназия на Kirchenfeldstraße 25 (1933-1936 гг., арх. Видмер, Даксельхоффер):



Скульптурная группа "Здоровое юношество" перед зданием гимназии:



Фрагмент портика гимназии и железобетонный стол для игры в настольный теннис в школьном дворике (1930-е гг.):




В годы Второй Мировой войны происходил подъем швейцарской экономики, обусловленный главным образом тем, что конфедерация поставляла фашистской Германии стратегическое сырье, оборудование, оружие, боеприпасы, электроэнергию и др., по железным дорогам страны перевозились немецкие и итальянские военные грузы. В период 1939-1945 гг. ведется строительство новых предприятий. А вместе с ними и строительство жилых микрорайонов.


Квартал Monbijou у одноименного моста (1941-1943 г/г., арх. Герстер):



В послевоенные годы швейцарская архитектура окончательно теряет свою оригинальность и следует интернациональным стилям.


Административное здание 1950-е гг.:



Бернский брутализм в архитектуре жилых домов (1960-1970-е гг.):




Новое почтовое управление города Берна на Altenberg (1981 г., фирма Вебер и Ко):




Местность:  Берн / Bern